Мама! Я родился! Первые 6 месяцев жизни ребенка

Сотрудники амбулатории № 5 ознакамливают родителей с правилами ухода и развития малышей.
Часть 2

Волнующий всех родителей вопрос: «Как растет малыш?».

Все дети разные, а их рост и вес зависят от конституции родителей и от того, как протекала беременность. Регулярная прибавка массы тела – важный признак нормального развития ребенка.

Однако при оценке прибавки в весе необходимо также оценивать
изменение длины тела. Эти показатели взаимосвязаны. Каждый малыш развивается индивидуально, и никто не может форсировать его развитие.

Сроки овладения теми или иными умениями строго индивидуальны и зависят от зрелости нервной, мышечной и других систем организма ребенка. Но вот порядок овладения теми или иными навыками для всех детей одинаков.

К 1 месяцу ребенок поворачивает глаза в сторону громкого звука, следит глазами за яркой игрушкой, медленно движущейся игрушкой, задерживает взгляд на лице взрослого, пытается улыбаться, начинает издавать звуки, агукать.

В 1-1,5 месяца ребенок удерживает голову некоторое время в вертикальном положении и приподнимает голову, лежа на животе.

В 2- 2,5 месяца ребенок отталкивается от опоры при поддержке под мышки. И в этот период для родителей очень важно разговаривать с ребенком, петь ему песенки. Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Окружите ребенка разными предметами, повесьте несколько игрушек над пеленальным столиком. Меняйте положение ребенка, это поможет избежать изменения формы головы.

К трем месяцам вы уже опытные родители, и малыш ваш стал более общительным, многому научился. Он следит взглядом за игрушкой, улыбается в ответ на обращение к нему, поворачивает голову на звук, гулит. Удерживает головку в вертикальном положении и лежа на животе. Он приподнимает грудь, лежа на животе. Если вы даете ему в ручку игрушку, он ее удерживает. Сейчас вы снимаете подвешенные игрушки и кладете их рядом с ребенком – это будет стимулировать дотягиваться и схватывать предметы, начинает перекладывать предметы из руки в руку. Отталкивается ногами от руки в положении лежа на животе, пытается ползать.

В 3-4 месяца ребенок улыбается всем легко и открыто, громко смеется, узнает близких, поворачивается на знакомые голоса, это признак развития памяти, улыбается своему отражению в зеркале.

В 4-5 месяцев ребенок переворачивается с живота на спину, а лежа на спине, приподнимает голову и плечи. Сидит с поддержкой, держа прямо голову и спину. Может быть поставлен и сохраняет позицию, стоя с поддержкой. Развивается высокий уровень сенсомоторной координации (глаз -рука). Может подражать взрослым, его действиям. Интерес к игрушкам, манипулирование ими. Появляются реакции страха и гнева. Наряду с гласными звуками появляются некоторые согласные (б, д, м).

В 5-6 месяцев ваш малыш может поворачиваться со спины на живот, сидит практически самостоятельно, начинает ползать вперед-назад. Ребенок умеет размахивать, перекладывать, постукивать. И что очень важно – может захватывать маленькие предметы с плоской поверхности (дифференцируются движения большого пальца и остальных). В этот период очень важно не ограничивать свободу движений ребенка, увеличивайте ему жизненное пространство. Ребенок начинает исследовательскую деятельность в пределах своего тела (пальчик в рот, ножку в рот). Малыш улыбается своему отражению в зеркале, откликается на свое имя, положительно реагирует на других детей и волнуется и пугается в обществе чужих. Появляется интерес к звуковым играм, музыке.

В эти периоды исключительно важно играть с ребенком «ку-ку», подбрасывание, «велосипедик» и многие другие. Больше разговаривайте с ребенком, включайте музыку, больше игрушек.
Помочь ребенку приобрести определенные навыки (в основном двигательные) можно использованием массажа и гимнастики.

Читайте продолжение в части 3.